- ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ
- (от англ. internal – внутренний) – стратегия крупных, как правило, транснациональных корпораций (ТНК), направленная на сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путем превращения их во внутренние. Стратегия И. может осуществляться неск. путями: 1) Сосредоточение в руках одной ТНК и ее филиалов необходимых технологий и производств и переход на внутренние цены (см. Цены трансфертные). Тем самым сокращается влияние отрицат. внешнего эффекта на уровень прибыльности. 2) Компания может снизить объем производства или продаж определенного товара на данном рынке (а, значит, и внешних эффектов) до оптимального уровня, на к-ром установится приемлемая эффективность. 3) Компания, страдающая от отрицат. внешнего эффекта, при определенных условиях может договориться с производителем этого эффекта с тем, чтобы разделить издержки (т.н. теорема Коуза – Coase,s theorem). 4) Возможно вмешательство государства, к-рое обкладывает производителя отрицательного эффекта (напр., загрязнителя окружающей среды) налогом, равным по стоимости внешнему эффекту (т.н. налог Пигу – Pigovian tax), заставляя его уменьшить или ликвидировать сам эффект. И. – существенная часть международной стратегии ТНК, активно применяется для преодоления таможенных барьеров, обхода налогового законодательства и т.п. Особенно большой и сложной проблемой стали трансфертные цены, поскольку страны базирования ТНК теряют огромные средства в связи с недополучением налогов с этих компаний. В основе стратегии И. лежит ряд экономич. теорий: теорема Коуза, налог Пигу, теория И. Баккли и Кассона. Понятие И., в свою очередь, широко используется в экономич. теориях, занимающихся проблемами транснационализации, мультинационализации, конкурентных преимуществ, прямых иностранных инвестиций
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.